Детский сад № 7
Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе.
Книга - неучебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу,потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
Ребенок должен ярко,эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события,страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценнымдаром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует ввоображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит,обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий.Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств,радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитываетчеловечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чемкнига, прочитанная в зрелом возрасте. Задача взрослого -открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение,которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книгеребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, пониматьсложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям. В дошкольном возрастедети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров- от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц досказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А.Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К.Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других. Изучая особенностивосприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-5лет, можно выделитьведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе: 1. формировать у детейинтерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения; 2. обогащать жизненныйопыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг; 3. учитывать при отборекниг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями; 4. помогать детям,устанавливать простейшие связи в произведении; 5. помогать детям,выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их. 6. поддерживатьнепосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие уребёнка при восприятии книги; 7. помогать детяммысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбораиллюстраций, учить рассматривать иллюстрации. Средний дошкольныйвозраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для пониманияпроизведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об ихпоступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения иобогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературныхпроизведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события.Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение.Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; онпереживает их вместе с героями.
Правила, которые сделаютчтение вслух привлекательным: 1. Показывайтеребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как быотбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес кчтению. 2. Демонстрируйтеребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, некрыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно настоле, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. Послерассматривания уберите книгу на место. 3. Во время чтениясохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
4. Читайте детямнеторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа,ритмом стиха.
5. Играйте голосом:читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости отсодержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосомхарактер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не«перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить ввоображении нарисованные словами картины. 6. Сокращайте текст,если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца,ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажитеокончание. 7. Читайте сказкивсегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это искучновато, но для него - нет. 8. Читайте ребёнку вслухкаждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайтесовместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошейкниги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли длянеё должное место в своей семейной библиотеке. 9. Не уговаривайтепослушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самомувыбирать книги. 10. С самого раннегодетства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите сребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно,выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. 11. Читайте вслух илипересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде,чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобынаправить внимание ребёнка в нужное русло. 12. Не отрывайте ребёнкаот чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайтевнимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯЧТЕНИЯ ДЕТЯМ (4-5 лет) Русский фольклор Песенки, потешки,заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, выгуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печкупошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка помосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...». Сказки. «Про Иванушку-дурачка»,обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка ибратец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой;«Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр.В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира Песенки. «Рыбки», «Утята»,франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В.Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова,пересказ Л. Кузьмина. Сказки. «Три поросенка», пер. сангл. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А.Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. сфранц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В.Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов иписателей России Поэзия. И. Бунин. «Листопад»(отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небоосенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка изокошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицейгуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин.«Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы«Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все насвете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е.Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Домгнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшнаяистория».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»;А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы изкниги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С.Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов.«Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы оБелочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературныесказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказкао кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище»,«Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги);Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про МохнатогоМишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненкадень рождения». Басни. Л. Толстой. «Отецприказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведенияпоэтов и писателей разных стран Поэзия. В. Витка. «Считалочка»,пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько;«Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы»,пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ —капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературныесказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б.Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э.Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. снорв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. сангл. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы изкниги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Для заучивания наизусть «Дед хотел ухусварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин.«Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л.Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почемумедведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьилапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И.Токмаковой.
Грек Татьяна Владимировна. 12 марта 2017 в 16:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.